joomla 

Автоматическая коробка передач (АКПП) - устройство и принцип работы, функции

Автоматическая коробка передач (обозначается как АКПП или AT) — коробка-автомат, которая является наиболее популярным устройством для изменения крутящего момента. Применяется в автоматической трансмиссии автомобиля. Может оснащается функцией ручного переключения передач. Самые современные версии данной технологии, почти не уступают МКПП в динамике разгона и потреблении топлива, а иногда даже превосходят.

 

Автоматическая коробка передач обладает следующим устройством:

 

- гидротрансформатор;

- механическая коробка передач;

- насос рабочей жидкости;

- система охлаждения рабочей жидкости;

- система управления.

 

В автоматических коробках передач, которые устанавливаются на переднеприводные автомобили, в конструкцию включены главная передача и дифференциал.

 

Гидротрансформатор — одно из ключевых устройств, позволяет передавать крутящий момент от двигателя к механической коробки передач. Также уменьшает вибрации. В конструкцию входят:

 

- насосное колесо;

- турбинное колесо;

- реакторное колесо;

- блокировочная муфта;

- муфта свободного хода;

- корпус.

 

Все элементы располагаются в корпусе, который заполнен специальной рабочей жидкостью (ATF). Гидротрансформатор работает по замкнутому кругу. Поток жидкости от насосного колеса передается турбинному колесу и уже после поступает на реакторное колесо. Благодаря конструкции лопастей реакторного колеса скорость потока возрастает. Далее поток направляется обратно на насосное колесо, что приводит к увеличению вращения, таким образом возрастает величина крутящего момента.

 

Когда частота вращения коленчатого вала возрастает, частота вращения турбинного и насосного колес выравнивается, а поток жидкости изменяет свое направление. В данном случае срабатывает муфта свободного хода, при этом при этом реакторное колесо начнет вращаться. В таком случае гидратрансформатор работает в режиме гидромуфты — передается только крутящий момент.

 

С дальнейшим увеличением скорости, гидротрансформатор блокируется, причем практически на всех передачах, при этом замыкается блокирующая муфта, а крутящий момент от двигателя передается напрямую механической коробке передач.

 

В современны АКПП применяется электронное управление, которое имеет следующее устройство:

 

- датчики;

- управляющий электронный блок;

- распределительный модуль;

- рычаг селектора.

 

Датчики измеряют следующие величины:

 

- частота вращение на выходе коробки;

- частота вращение на входе коробки;

- температура жидкости;

- положение рычага селектора;

- положение педали газа.

 

Электронный блок управления, как и в любом другом устройстве формирует управляющее воздействие на основе определенного алгоритма, который реализуется после получения и оценки данных с датчиков. В своей работе электронный блок использует нечетную логику, которая определяет точки перехода на высшую или низшую передачу. Электронный блок управления, также взаимодействует с блоком управления двигателем и системой управления двигателм.

 

Распределительный модуль выполняет задачу управления потоком жидкости и обеспечивает срабатывание фрикционных муфт и тормозов.

 

Электромагнитные клапаны и являются управляющими элементами, именно ими и руководит электронный блок управления. Они используются для управления переключения передач и регулировки давления жидкости. Золотники-распределители обеспечивают выбор режимов работы и приводятся в действие рычагом селектора.

 

Управление АКПП производится с помощью рычага селектора, путем выбора нужного режима работы, которых насчитывается до пяти:

 

P — режим парковки;

R — режим заднего хода;

N — нейтральный режим;

D — движение вперед;

S — спортивный режим.

 

На некоторых АКПП реализуется "kick-down" – режим резкого ускорения, который реализуется путем быстрого переключения на пониженную передачу. Также можно отметить, что некоторые коробки оснащаются Типтроником (Tiptronic), это так называемая функция ручного переключения передач для автоматических коробок.

 

Добавить Отзыв


Защитный код
Обновить